26 июня 2025
ЯСНА И РАДА: КРИЗИС РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
Ясна – желанный и очень любимый ребенок. Сейчас малышке 2 года, и она с удовольствием устраивается на руках у мамы, пока та рассказывает свою историю.
В «Партнерство каждому ребенку» ее мама Рада пришла, благодаря счастливому случаю! Послеродовая депрессия, отсутствие обещанной ранее поддержки от самых близких людей и обрушившаяся на женщину социальная изоляция привели маму к тяжелому внутреннему кризису, вернув в ее жизнь психоактивные вещества.
Ситуацию усугубляли финансовые затруднения. Так Рада попала в замкнутый круг, пытаясь с помощью зависимости справиться с нарастающим отчаянием, тревогой, чувством собственной ненужности и суицидальными мыслями… У этой истории мог бы быть трагический финал, если бы Рада ни нашла в себе силы в критический момент все же обратиться за помощью. И принять ее.
«С ДЕТСТВА Я УСВОИЛА, ЧТО Я УЖАСНЫЙ ЧЕЛОВЕК»
Девушка росла в небедной, но дисфункциональной семье. Мама – перфекционист, папа – трудоголик. За несоблюдение правил и провинности их с братом наказывали: били ремнем, тапками, всем, что попадалось под руку. «Прошло столько лет, а я до сих пор помню ощущения от вздувшихся на коже красных полос… С детства я усвоила, что я ужасный человек… И всю жизнь пыталась доказывать родителям обратное.
А когда отец обманным путем заставил меня в 15 лет переписать на него свою долю наследства и ушел к другой женщине, к этой установке добавился страх предательства. Я перестала верить мужчинам, не могла расслабиться в отношениях, мне казалось, у меня никогда не получится создать семью, что меня обязательно бросят», — вспоминает Рада.
Когда родители развелись, Раде не нашлось места ни с отцом, ни с мамой. Помог талант: девушка с юных лет прекрасно рисовала, а потому быстро и очень успешно освоила профессию дизайнера, с помощью друзей собрала свой первый компьютер и начала зарабатывать хорошие деньги. Но от нарастающего внутри чувства одиночества это, к сожалению, не спасало. «По сути, так начался мой путь скитаний. На работе дела шли хорошо, но я попадала в не самые безопасные компании, в которых и начала пробовать разные препараты…».
Затем девушке стало тесно в небольшом городе, и она перебралась сперва в Астану, а затем автостопом доехала до Москвы. В каждом городе
Рада надеялась, наконец, встретить мужчину, с которым у нее сложится настоящая, крепкая семья, но всякий раз отношения, даже длительные, заканчивались разочарованием. «Я начала думать, что я, действительно, настолько дурной человек, что просто не гожусь для семьи», — рассказывает Рада.
В Москве парень сделал ей предложение, но после отказа запер девушку в квартире и несколько дней караулили с ножом. Друзья помогли сбежать, так она оказалась в Петербурге.
«ЛИШЬ БЫ ХОТЬ КТО-ТО БЫЛ РЯДОМ!»
«Заработанных в Москве средств хватило на первые три месяца жизни и аренды жилья, но, когда деньги кончились, я провалилась на дно! В семье я выучила: дерево держится корнями, а человек – друзьями! Друзей в Петербурге у меня не было, но были подписчики в соц.сетях, и я кинула клич, чтобы встретиться хоть с кем-то. По сути, не важно было с кем, лишь бы хоть кто-нибудь был рядом! Не знаю, почему сложилось так, что на мой зов откликнулись именно те, кто вскоре стал моими соупотребителями… И понеслось.
Я пыталась работать, но отчаяние только нарастало. В какой-то момент меня накрыло осознанием: раз ничего у меня не складывается и я обречена быть одна, то и бороться незачем, проще скатиться и погибнуть от препаратов. Я покатилась… Но здоровье все не кончалось».
Неожиданный приезд брата взбодрил Раду. А вскоре она познакомилась со своим первым супругом, что помогло выбраться из кризиса. Пара несколько лет встречалась и даже расписалась, но единственным «общим ребенком» молодых людей оказался совместный бизнес. Рада погрузилась в новую жизнь, помогала мужу, училась вести дела, вкладывала множество сил в успех совместного дела… А потому последовавший развод и попытки супруга оставить ее ни с чем вновь сработало, как триггер, и серьезно подкосили состояние женщины.
Снова одиночество, предательство и снова смена места. Тем не менее Рада не сдавалась, и судьба, наконец, улыбнулась ей: отправившись на ретрит, чтобы перезагрузиться, девушка познакомилась… с «героем не ее романа». «Это был вообще не тот мужчина, которого я себе воображала. К тому же я всячески сопротивлялась возрастающей и необъяснимой симпатии, напоминала себе, чем все это заканчивается, запрещала, избегала, но…».В итоге молодой человек все-таки сумел пробиться через стену недоверия. Пара начала встречаться, поженилась, а вскоре Рада узнала, что ждет ребенка.
Рада с мужем переехали в квартиру его брата. «Честно говоря, я сперва не поверила, что жилье можно довести до такого состояния, я видела разное, даже притоны, но тут обои буквально рассыпались в труху от прикосновения, на пол и потолок было вообще страшно смотреть… Мы, как сумели, привели все в порядок к рождению Ясны, и первые полгода после появления дочки, все было хорошо… Но я же дочь перфекционистов: всегда мечтала, что первые годы жизни моего собственного ребенка пройдут в красивой, светлой квартире, в окружении родных и близких, в атмосфере радости…
На деле же я вновь оказалась в одиночестве и изоляции. Отец мужа, который нам очень помогал поначалу, переехал с семьей в деревню. Мама, которую я перевезла из Казахстана поближе к нашей семье, жила за 150 км. Она очень радовалась моей беременности, обещала постоянно быть рядом, помогать. Но на деле навещала нас в лучшем случае раз в месяц… Мне вновь начало казаться, что меня предают.
«ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ЧЕЛОВЕК ПАДАЕТ ДО БАЗОВЫХ НАСТРОЕК»
Мой психолог как-то сказала: «Под воздействием тяжелых обстоятельств, человек падает не до уровня знаний, а до уровня подготовки, до своих базовых настроек». Я думала, что уже проработала все свои боли и зависимость… Но нет. Обида на маму захлестнула с новой силой, я все время была с ребенком, сил на бытовые дела оставалось все меньше, я никуда не ходила, ни с кем не общалась, изоляция сводила с ума, а тут еще началась СВО, и это окончательно выбило из колеи.
В какой-то момент я взмолилась: напрямую стала просить маму приезжать чаще, объясняла, что я «утрачиваюсь» – иного слова не подобрать – что не справляюсь… На что услышала только «нет, ну, а как ты хотела?».
Каждый день мне становилось все хуже, и я вновь начала употреблять… Перестала есть, меня постоянно тошнило, было трудно разговаривать и формулировать мысли, я боялась, что это состояние – навсегда, что я не смогу вырастить дочь. У меня была коса ниже пояса, и в какой-то момент я побрилась налысо, чтобы сэкономить силы хотя бы на уходе за волосами… Отказаться от ПАВ я сама уже не могла, боялась не справиться и на фоне всех этих эмоций просто выйти в окно…»
ШАГ, ИЗМЕНИВШИЙ ВСЕ
Будучи на грани, Рада нашла силы для еще одного рывка – пошла по врачам, которые выписали ей серьезные препараты, а также обратилась в сообщество ВДА (взрослые дети алкоголиков и дети из дисфункциональных семей). Именно там одна из попутчиц в группе посоветовала ей сходить к бесплатному психологу.
«Нейролептики уже переставали помогать, а денег на платных специалистов не осталось, так что я ухватилась за эту возможность, как за единственный шанс. Так я познакомилась с Ниной, психологом АНО «Партнерство каждому ребенку». Пришла к ней, порыдала… А она пригласила меня на группы для родителей, столкнувшихся с проблемами химической зависимости. Я засомневалась: у меня ребенок, как же я буду ходить… Но оказалось, группы можно посещать с детьми – на время наших встреч с ними занимаются в соседней аудитории!
Что дают мне группы? Для меня это, прежде всего, шанс не быть все время одной, возможность с кем-то видеться, выбраться из послеродового вакуума и, наконец-то встретить понимание и поддержку!
Есть и другой важный момент. Благодаря работе в группе, я поняла, что мои мама и папа – не плохие родители. Просто они не умели по-другому. Это я родила после 30, изучала все возможные системы воспитания и методики развития ребенка, а им в момент нашего с братом рождения было по 20 лет, они старались, как умели… Понемногу я отпускаю свою обиду, это очень много для меня значит.
Сейчас «Партнерство каждому ребенку» – моя большая опора, во многом благодаря группам я и держусь: у меня уже больше 100 дней чистоты от наркотика и 12 месяцев – от алкоголя. Я много тружусь, чтобы стать лучше и сильнее и верю: у меня все получится. Ради нашей семьи. И ради Ясны!».
*Помощь семье оказана при поддержке Фонда Президентских Грантов
*Имена героев изменены
*Изображения — ИИ
